● #психология@sling_i ●
Сейчас - возможно, временно, - я могу сказать, что в распределении домашних обязанностей мы достигли более-менее успеха и равновесия (тук-тук по дереву))). Это был долгий и сложный путь, практически лабиринт, с развилками и тупиками.
У нас нестандартные вводные, нас шестеро, трое нейроотличимых, двое в депрессии, половина семьи на нейролептиках, и я не скажу, в каком сочетании (не в очевидном))), большой трехэтажный сельский дом, двор, животные, плюс мы все живем дома, едим дома, пачкаем и мусорим дома. Доставки к нам не ездят, так что практически все, что мы едим, мы готовим сами, готовки получается много. Вариант, что вся семья проводит весь день где-то во внешнем мире, а домой приходит только спать, вообще не про нас, у нас все с точностью до наоборот (это наша жизнь, где-то мы ее выбрали, где-то она нас выбрала, осуждать не надо).
Детей четверо, 16, 13, 11 и 8 лет, все на семейном обучении.
Готовят дети, полы моет робот-пылесос, постель перестилает муж, а я спи-отдыхай!
Ах-ха-ха-ха!...
Если бы.
Вообще-то все правда, кроме последнего пункта. Мне дел тоже хватает. На мне помимо всего прочего ключевое - организация, менеджмент. Подкручивание всех этих бесконечных тарелочек, чтоб они не грохнулись - и это далеко не только про домашние обязанности. Весь этот диковинный механизм из шести кривых шестеренок все еще работает на моей крови, но по крайней мере мы все это стали признавать, и я сама стала считать организационную работу тоже работой. Я наконец-то стала ценить свою кровь.
Оглядываясь назад, я недоумеваю, как я вообще тянула все вот это вот с учетом того, какие пласты своей работы я просто игнорировала, считала, что это делается "само" (ну и все остальные вслед за мной так искренне считали, конечно же). Хотя что это я, знаю - под кнутом вины и стыда выдавала рекорд за рекордом, все считая, что недорабатываю. Бррр, хорошо, что это в прошлом! Обнять себя прежнюю и плакать...
Сейчас мое обычное утро начинается с того, что я трачу час-полтора на подготовку к новому рабочему/учебному дню. Я распечатываю список дел для каждого из детей - и домашних, и учебных, готовлю учебные материалы на сегодня. Обычно это три-пять уроков: один-два больших, со мной или с репетитором, парочка на самостоятельную работу, где я только контролирую (например, посмотреть видео по окружающему миру, законспектировать, прийти ко мне, кратко пересказать). И два-четыре домашних дела разной сложности: участие в готовке большого сложного блюда типа борща, уборка на кухне, загрузка/разгрузка посудомойки, мытье сантехники и т.д. Основной день уборки у нас пятница.
Готовку я многократно пыталась снять с себя совсем, я ни от чего в плане быта так не устала, как от готовки, но пока еще ни разу не получилось. Хотя бы частично сняла, и ладно. Например, взять тот же борщ. Я варю бульон и собираю в финале борщ из готовых ингредиентов (включая секретные)). Всю промежуточную работу - чистку, нарезку, обжарку овощей - делают муж и дети. Но я все равно по итогу трачу на борщ больше времени, чем мне бы хотелось. На нашу стандартную десятилитровую кастрюлю борща уходит час моего времени точно - и я этому не рада. Но пока так.
Или блины. Обычно я делаю тесто, дети жарят. В последний раз сын со мной делал тесто, много помогал. Правда много помогал! Ну, думаю, в этот раз вдвоем мы быстрее справились, обычно я минут сорок миску теста (дюжина яиц) делаю, в этот раз минут за двадцать управились!
Смотрю на часы: пятьдесят пять минут. Да как так-то?! Ну как-то вот так...
За порядок в своих комнатах, влажную уборку, смену постельного белья, поддержание порядка в шкафах, столах и т.д, дети отвечают самостоятельно. Естественно, идеального порядка нет ни у кого, даже у средней дочери, хотя она аккуратистка и за своими вещами следит тщательнее остальных, но я и не требую. Порядок в комнатах младших поддерживается на уровне, который соответствует моему внутреннему ощущению "сойдет". У старших уже свои собственные внутренние шкалы чистоты.
Старшая дочь загружает посудомойку (дозагружаю и запускаю я, она пока боится), моет руками посуду, которую в посудомойку нельзя, развешивает и снимает сухое белье, точит ножи, моет окна и зеркала, моет ванну на третьем этаже, немного помогает готовить.
Средняя дочь много готовит, моет поверхности и технику на кухне, подметает двор, отвечает за чистоту полов на втором этаже.
Сын много готовит, разгружает посудомойку, моет унитаз на третьем этаже, отвечает за чистоту полов на первом и третьем этажах. Он же больше всех берется за дополнительно оплачиваемую работу, к новому году практически один делал генеральную уборку, отмывал полы с обезжиривателем, по весне расчищает передний и задний двор, готов трудиться, только платите, в этом он молодец.
Младшая дочь разгружает посудомойку, моет раковину на третьем этаже и всю сантехнику на первом, моет лестницы, собирает мусор из всех ведер в мешок, помогает готовить.
За работу все получают зарплату, включая нас с мужем, это наш вариант карманных денег. Средняя дочь приравнена ко взрослым (в штуках у нее обязанностей кажется немного, но трудится она довольно много и усердно на самом деле) и получает как взрослые по десять левов в неделю, старшая и младшие по пять. Работы сверх стандартного списка обязанностей оплачиваются по договоренности.
Полы подметает и моет Клара, робот-пылесос, так что "отвечать за чистоту пола" - это запустить Клару и убрать крупные предметы с пола, чтоб она их не съела и не подавилась. На первом этаже, естественно, Клару мы запускаем гораздо чаще, чем на других, и она всегда находит, где высосать из щелей мелкую серую пыль, которую невозможно вымести щеткой, так что мы считаем, что благодаря ей дом стал чище и гипоаллергеннее (у двоих из нас аллергия на пыль).
Домработницы у нас нет уже больше двух лет, и я считаю, что у нас все получилось правильно. Хорошо, что она была, пока дети были маленькие, и хорошо, что ее нет теперь (она сама ушла, мы не выгоняли, перешла на другую работу, государственную), когда дети выросли, и дети приучаются вести хозяйство самостоятельно.
Хочу отметить силу печатного слова: смотреть в свои списки обязанностей все приучились довольно быстро, так же как и отвечать: "А у меня это не написано!" Даже странно, ведь они знают, что это пишу та же самая я, что это такая же моя просьба, только не в устном, а в письменном виде. Но по факту напечатанная просьба имеет практически силу закона, в то время как насчет устно высказанной можно еще поныть и поторговаться.